ЕГЭ по Русскому языку



Презентация "Подготовка к написанию сочинения"
Cписок слов с правильным ударением для выполнения задания А1. Выделены  наиболее "опасные" слова.
агЕнт

алфавИт

аэропОрты

балОванный

баловАть

балУясь

бАнты, им.п.мн.ч.

бОроду, вин. n. ед. ч.

бралА, бралАсь          

бухгАлтеров, род. п.мн. ч.

вЕрба

вернА

вероисповЕдание

взялА , взялАсь

включЁн

включЁнный

включИм

включИт

включИшь

влилАсь

вОвремя

ворвалАсь

воспринялА

воссоздалА

вручИт

гналА

гналАсь

граждАнство

давнИшний

дефИс

диспансЕр

добелА

добралА, добралАсь

довезЁнный

дОверху

договорЁнность

дождалАсь

дозвонИтся

дозвонЯтся

дозИровать

докраснА

докумЕнт

донЕльзя

дОнизу

досУг

дOcyхa

еретИк

жалюзИ

ждалА

жилОсь

завИдно

зАгнутый

зАгодя

закУпорив,

закУпорить

зАнял

занялА

зАняло

занятА

зАнятый

заселЁн

запертА

зАтемно

звалА

звонИм

звонИт

звонИшь

знАчимость

знАчимый

зимОвщик

зАсветло
избалОванный

Иксы
импЕрский

инстИнкт

исключИт

Исстари

исчЕрпать

каталОг

квартАл

киломЕтр

клАла

клЕить

кОнусы, кОнусов

кормЯщий

корЫсть

крАлась

крАны

красИвее

красИвейший

кремЕнь

кренИтся

кровоточАщий

кровоточИть

кУхонный

лгалА.

лЕкторы, лЕкторов

лилА, лилАсь

ловкА

лыжнЯ

мЕстностей род.п. мн.ч.

мозаИчный

молЯщий

мусоропровОд

навЕрх

навралА

наделИт

надОлго

надорвалАсь

нажИвший

нажитА

назвалАсь

накренИт

налилА,

налИвший

налитА

намЕрение

нанЯвшийся

нарвалА

нарОст

насорИт

нАчал, нАчали

началА

начАв,  начАть

начАвший, начАвшись

нАчатый

нЕдруг

недУг

некролОг

нEнавиcть

ненадОлго 

низведЕн

нОвости, новостЕй

нОгтя, род. п. ед. ч.

обеспЕчение

обзвонИт

облегчИт, облегчИть

облилАсь

обнялАсь

обогналА

ободралА

ободрИть

ободрЕнный, ободрЕн

ободренА

ободрИшься

обострЁнный, обострИть

одолжИт

озлОбить

оклЕить

окружИт
опломбировАть

опОшлят

определЁн

оптОвый

освЕдомиться,

освЕдомишься

отбылA

отдалА

отдАв

отключЁнный

откУпорил
отозвалА, отозвалАсь 
Отрочество

партЕр

перезвонИт

пеpелилА

плодоносИть

повторЁнный

поделЁнный

поднЯв

позвалА

позвонИт, позвонИшь

полилА

положИл, положИть

понЯв, понЯвший

пОн.ял, понялА

портфЕль

пОручни

послАла

прибЫв

прИбыл, прИбыло

прибылА

придАное

призЫв

прИнял, прИняли

пpинУдить

прИнятый

приручЕнный

прожИвший

прозорлИва

процЕнт

рвалА

свЁкла

сверлИт, сверлИшь

сирОты

слИвовый

снялА, снятА

сОгнутый

создалА созданА

сорИт

срЕдства, срЕдствами

стАтуя

столЯр

созЫв

тамОжня

тОрты, тОртов

тОтчас

убралА

убыстрИть

углубИть

укрепИт

цемЕнт

цЕнтнер

цепОчка

чЕрпать

шАрфы

шофЁр

щавЕль

щемИт

щЁлкать

экспЕрт



Выполняем задание С1


Сначала работаем над умением четко и лаконично сформулировать проблему.

·         Чтобы определить проблему, поднятую в тексте, прежде всего, нужно понять, о чем этот текст, какова его тема. По-гречески   theme  - то, что положено в основу. Тема – это «то, о чем повествуется, что описывается, -  предмет речи» (Словарь методических терминов).  И начинать работу над сочинением нужно, разумеется, с чтения текста и определения его темы. Это и будет вводная часть работы. Начало-зачин ее может быть таким: «Кто из нас не задумывался о… («не сталкивался с…)… Эссе (отрывок из… и т.п.) известного писателя (публициста…)  посвящено именно этой теме…».

·         Дальше, как уже говорилось, нужно сформулировать проблему, поднятую в тексте. Обычно проблема подсказана темой, "вытекает" из нее, но далеко не всегда четко формулируется самим автором. «Проблема – это сложный вопрос, требующий изучения, разрешения».

Обычно проблема формулируется двумя способами. Это может быть ответ на вопрос «Проблема чего?» – одним словом или словосочетанием: одиночества, милосердия, экологии, взаимоотношений «отцов и детей» и т.дЕсли такую лаконичную формулу найти не удается, можно обозначить проблему в виде вопроса:

·         Что важнее – закон или совесть?

·         Может ли прогресс быть человечным?

·         Необходимо ли милосердие в нашей жизни?

·         Возможно ли органичное  сочетание в жизни человека «поэзии» и «прозы», духовного и материального начал?

Подскажем еще, что
 проблема может быть сложная, важная, серьезная, актуальная, злободневная, острая, назревшая, экологическая, философская и т.д. 

·         формулировка проблемы должна сопровождаться более пространными комментариями. Комментарии – это «рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего-либо» (Большой толковый словарь русского языка под ред. Д.Н.Ушакова) В нашем случае комментарии могут иметь двоякую функцию.

        С одной стороны, комментарий проблемы предполагает рассуждение о ее актуальности, исторических корнях, спорности ответов и решений; о том,  кому и  в  каких ситуациях   приходится   сталкиваться   с подобной   проблемой, как ее рассматривали, пытались решить другие авторы; есть ли по этому вопросу иная точка зрения, не совпадающая с авторской, и т.д.  
    С другой стороны, согласно разъяснениям разработчиков КИМов, «комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст»: «Именно комментарий выделенной экзаменуемым проблемы показывает, насколько глубоко и полно он понял эту проблему, сумел увидеть ее аспекты, намеченные автором, сумел проследить за ходом авторской мысли. Иными словами, комментирование проблемы должно обнаружить степень адекватности восприятия текста экзаменуемым, умения «дешифровать» его содержание»
[1].
Следовательно, комментарий проблемы исходного текста предполагает своего рода анализ этого текста, обращение к особенностям его композиции, к использованным автором стилистическим приемам и изобразительным средствам: именно здесь ученик получает возможность продемонстрировать свое умение понять особенности как содержания, так и формы исходного текста, те приемы, которые помогают автору обозначить проблему ярко и эмоционально, подчеркнуть ее значимость, а затем – и выразить свое авторское отношение к ней.

·         Следующий шаг анализа - определение позиции автора, его отношения к поставленной проблеме (К-3). Позиция автора - это основная мысль текста, то, что мы привыкли называть «идеей». Исходя из критериев – она должна быть просто сформулирована. При этом не следует путать ее с формулированием самой проблемы (это был первый шаг алгоритма). Напомним также еще раз, что позиция автора должна быть определена по той проблеме, которую выбрали как основную.

Как определить основную мысль текста (позицию автора)?

1.     Она может быть предъявлена в начале текста и затем подтверждена какими-либо доводами и примерами (такой способ в риторике называют дедуктивным):

    Почему именно Пушкин стал знаменем русской культуры, как Шевченко — украинской,   Шекспир — английской, Данте — итальянской, Сервантес — испанской? Здесь много причин. Вот главные из них.

   Основная мысль может быть сформулирована в конце текста – как вывод, ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале:

3наете ли вы, что существует множество разновидностей манеры вести спор?Понаблюдайте за своими товарищами во время диспута, дискуссии, полемики - вы, конечно, убедитесь, что ведут они себя по-разному.

     Наконец, мысль автора может прозвучать дважды: в начале текста как тезис, требующий доказательств, и в конце – как более широкий, доказанный вывод:

Есть еще люди, которые относятся к искусству, осо­бенно к музыке, как к развлечению. Какое это огромное заблуждение! 
 
Музыка – это большая и серьезная часть жизни, могу­чее средство духовного обогащения. 

·         И, наконец, третья, последняя и, может быть, самая сложная задача - выразить свое отношение к этой авторской позиции и, следовательно, к проблеме. Здесь тоже требуется четкость и конкретность высказывания. Конечно, проще всего согласиться с автором, но даже в этом случае лучше выразить ту же мысль своими словами. То есть это должны быть собственные аргументы, отличные от авторских, как бы дополняющие их (в случае согласия с автором), и, подбирая их, можно опираться  и на литературу, на художественные произведения, изучавшиеся в классе или прочитанные самостоятельно.
Конечно, желательно, чтобы автор сочинения подкреплял свою позицию сильными аргументами.
Интересной формой аргументации является так называемое «рассуждение с дефиницией». «Обычно такое рассуждение начинается с вопроса о содержании уточняемого понятия. Затем дается неверное определение, отражающее первоначальные, неточные представления о предмете. Затем это определение (определения) заменяется правильным, которое и завершает рассуждение: 
        Кто такой писатель? Это человек, который умеет писать? Нет. Писать умеет каждый грамотный человек. Может быть, это человек, который пишет правильно? Нет. Правильно писать умеют все образованные люди. Стало быть, писатель – это тот, кто пишет интересно, увлекательно? Нет. Автором интересного текста может быть журналист, ученый, политик. Писатель – это человек, который создает художественные произведения, с помощью искусства слова отражает многообразие человеческого бытия»[2]
 
Еще лучше – аргументированно поспорить с автором, проявить самостоятельность мышления, попытаться сформулировать свою точку зрения, которая  может быть и отличной от авторской.  Тогда это может выглядеть так: "Не во всем можно согласиться с автором, так как…"; или "На наш взгляд, на эту проблему можно посмотреть и иначе, потому что…".
Как и любое высказывание, текст сочинения должен быть законченным, завершенным, то есть нужно коротко подвести итог: "Таким образом, нельзя не согласиться…" или "Можно бесконечно размышлять на эту тему, но главное - …." И т.п.
При отрабатывании приемов работы с текстом можно оформить основные положения своего будущего текста в виде таблицы: необходимость обозначить основные положения своей работы лаконично, фактически в форме конспекта – дисциплинирует, помогает выработать навыки четкого формулирования мысли.

2 комментария:

  1. Как начать сочинение.

    Текст.
    1. Прочитайте текст В. Тимофеева, выделите ключевые слова, определите проблему, о которой рассуждает автор, постарайтесь увидеть авторскую позицию.
    2. Продумайте и запишите различные варианты вступления для сочинения по данному тексту.
    (1)Вопрос «Кто виноват?» называют чисто русским вопросом, якобы выражающим особенную сущность нашего национального характера. (2)На эту тему без устали острят эстрадные сатирики, глубокомысленно философствуют политтехнологи… (3)У каждого готов свой ответ на заданный ещё Герценом вопрос. (4)Огромная, наполненная природными ресурсами страна обладает таким же огромным интеллектуальным потенциалом. (5)А большая часть населения прозябает в бедности! (6)Почему? (7)Кто виноват?
    (8)Мне кажется, что причина всех наших проблем коренится глубже, чем мы себе представляем: ни гуманистические призывы, ни экологические реформы, ни набившие оскомину обещания новой жизни не могут сами по себе решить главного. (9)Она в нашем неуважении к человеку. (10)Надо сделать человека высшей ценностью. (11)Мы подсчитываем золотовалютный запас, радуемся, когда на внешнем рынке дорожает нефть, гордимся тем, что снизили уровень инфляции,,, (12)И что? (13)Что из того обыкновенному человеку? (14)Жила в ветхой избушке пенсионерка при уровне инфляции в 14 процентов, в той же избушке она живёт и при уровне в 9 процентов!5)Такие вопросы вызывают у наших уважаемых политиков высокомерно-снисходительную улыбку: дескать, товарищ нас не понимает! (16) Да, нет, это вы, отдалённые от реальности толстой стеной макроэкономических соображений, не видите микроскопическую клетку общественного организма – живого человека. (17) Неработающие лифты, перемороженные дома, закрытые двери, равнодушное «Ждите, нам некогда» - всё это симптомы самой страшной социальной болезни – пренебрежения к человеку. (18) О человеке подумали ровно настолько, чтобы он мог существовать в качестве некой полезной функции. (20) А раз так, то и человек перестаёт заботиться об окружающих, и ему нет дела до того, кто живёт рядом с ним, он считает себя мелкой деталькой в огромной государственной машине, снимает с себя ответственность за чистоту в подъезде, за порядок на улице, за процветание государства.
    (21)Не нужно призывов (22) Надо просто починить сломанный лифт, а иначе как пожилым людям подниматься на последний этаж (23)Надо в больничном коридоре поставить кушетку, чтобы больные не стояли в очереди, надо засыпать гравием лужу у остановки, чтобы проезжающие мимо машины не обливали грязью пассажиров… (24)Надо, чтобы человек никогда не чувствовал себя униженным и оскорблённым, тогда поднимется и производительность труда, вырастет уровень благосостояния человека и никто не станет терзаться бессмысленными вопросом «Кто виноват?».

    После того, как внимательно прочитан текст, определена проблема, авторская позиция, можно продумывать начало работы.

    ОтветитьУдалить
  2. С чего начать?
    • С предложения об актуальности обсуждаемого вопроса.
    • С обращения к фактам биографии автора, его взглядам, убеждениям (если знаем)
    • Использование стилистических фигур (именительной темы)
    • Используя попарное соединение однородных членов
    • Вопросно-ответное единство (задать вопрос и дать ответ на него).
    • Используя риторический вопрос
    • С помощью пословиц, поговорок, высказываний
    Важно: не отрывайтесь от текста, используйте предложения из него, но не злоупотребляйте цитатами.
    Как можно начать сочинение по данному тексту.
    С предложения об актуальности обсуждаемого вопроса
    В наше время особенно остро стоит проблема неуважения к личности человека. Автор с волнением говорит «о симптомах самой страшной социальной болезни нашего времени – пренебрежения к человеку».(предложение 17)
    Использование стилистических фигур:
    Обыкновенный человек. Что стоит за данным понятием?
    Русский национальный характер.
    «Микроскопическая клетка общественного организма». Удивительно, но именно так говорит автор текста о жизни обыкновенного человека (предложение 16)
    Попарное соединение однородных членов.
    Огромная территория и природные ресурсы, экономические реформы и гуманистические призывы… Может ли всё это стоить больше, чем счастье и благосостояние обыкновенного человека? (предложения 4.8)
    Вопрос и ответ на него
    В чем причина того, что большая часть населения огромной и богатой природными ресурсами страны прозябает в бедности? В.Тимофеев считает, что проблема кроется «в нашем неуважении к человеку» (предложение9)
    Риторический вопрос
    Надо ли думать о счастье и удобстве человека, когда строятся дома или в космос запускают очередную ракету?
    Кто виноват? Над этим «бессмысленным», по мнению автора текста, вопросом задумываюсь и я.
    С помощью пословиц, поговорок, высказываний
    «Всё в человеке, всё для человека! Существует только человек, всё же остальное – дело его рук и его мозга!...Человек! Это звучит гордо!» - восклицал герой пьесы М.Горького, написанной в начале ХХ века. Мысль о том, что надо уважать человека, осознавалась даже обитателями «дна жизни». Изменилось ли что-то спустя сто лет?
    Автор вспоминает героев Достоевского, говоря о том, что человек не должен чувствовать себя униженным и оскорблённым. (Предложение 24)
    Итак, начало сочинения может быть разным.

    1. Лирического размышления.
    2. Ряда риторических вопросов, созвучных теме (идее, проблеме).
    3. Диалога с воображаемым собеседником.
    4. Ряда назывных предложений, создающих образную картину, возникающую по ассоциациям в связи с проблематикой текста.
    5. Может начинаться с цитаты, пословицы, поговорки.
    6. Может начинаться с ключевого слова текста и др.

    ОтветитьУдалить